О функциональной нагрузке стопы рассказывает к.м.н., детский хирург, детский уролог, врач функциональной диагностики центра урологии, андрологии и патологии тазовых органов Тимофей Леонидович Божендаев:
– Возможно это покажется странным, но мы рождаемся с плоской стопой. Когда ребенок делает первые шаги, начинается формирование сводов стопы. Стопа имеет три свода: продольный, поперечный и косой. Но это разделение формальное, и по сути все они объединяются в один свод. Организм – это живая система, которая может изменяться и подстраиваться. Функция определяет структуру, а структура влияет на функцию, поэтому для правильного формирования стопы у ребенка, нужно давать правильную функцию стопы. Наша стопа является своеобразным колесом для нашего тела. Человек ходит по двум видам поверхности: натуральная, созданная природой, и искусственная, созданная человеком. Наша стопа предназначена для хождения по натуральной поверхности босиком, где она выполняет свои основные функции – опора и амортизация. Когда мы делаем шаг на природной поверхности, под нами образуется след и земля, песок или камни формируют опору для наших сводов. При хождении по искусственной поверхности своды стопы растягиваются и, постепенно, происходит деформация стопы, с последующим развитием плоскостопия. Для аналогии приведу пример: если на машину поставить новые колеса и ехать по разбитой дороге, то они станут кривыми. Для нашей стопы разбитой дорогой является вся искусственная поверхность, которая требует ношения обуви. Для правильного формирования стопы у детей давайте стопе правильную функцию!
Поэтому важно проконсультироваться с врачом, чтобы с первых шагов ребенка подобрать обувь, чтобы ребенок в будущем избежал малейших проблем: из натуральных материалов, с жестким задником и не твердым мыском, фиксирующую голеностоп, на небольшом каблучке для тренировки мышц ног и спины. Важно следить за стопами малыша, при малейшем беспокойстве, необычной походке ребенка (косолапит, ходит на носочках и т.д.) не откладывайте визит к доктору.
Будьте здоровы!