«Наиболее частыми нарушениями сна, встречающимися практически у половины детей, являются сложности с засыпанием», - говори д.м.н., заместитель главного врача по медицинской части, детский невролог Алексей Игоревич Крапивкин. 18 марта, когда отмечают Всемирный день сна, доктор рассказывает о том, что мешает спать, почему так важен сон, как его наладить и опасно ли снохождение.
Мама и папа знают, как лучше?
Как правило, проблемы со сном возникают у детей раннего возраста. Очень часто данные нарушения являются результатом неправильных действий со стороны родителей при укладывании в постель, когда ребенок начинает капризничать, плакать. Чтобы его успокоить они начинают укачивать ребенка, кормить, стимулировать засыпание с соской или бутылочкой с водой, и таким образом, создаются определенные ритуальные действия. В отдельных семьях родители приучают засыпать ребенка рядом с собой или в своей постели. В результате такие дети, как правило, долго не хотят ложиться в кровать, капризничают при отсутствии внимания, и как результат, процесс укладывания затягивается на несколько часов. Позже некоторые дети пытаются имитировать подобные действия, совершая стереотипные раскачивающиеся движения головой или всем телом. Все вышеперечисленные действия приводят к неспособности ребенка, находится одному в кровати и самостоятельно засыпать, и в дальнейшем может способствовать формированию “боязни постели”. Нарушения сна могут также быть проявлениями темперамента ребенка, физического дискомфорта характерного для течения какого-либо заболевания, последствиями аллергических реакций, нерационального питания, сложной психоэмоциональной ситуация в семье. Отсутствие режима дня у ребенка может приводить к его повышенной возбудимости. Различная продолжительность дневного сна и время бодрствования вечером оказывают влияние на состояние ребенка перед ночным сном.
Спи, моя радость, усни
В связи с этим, рекомендуется для детей особенно дошкольного возраста наличие дневного периода отдыха продолжительностью 1,5 - 2 часа и ограничение двигательной активности за 2 часа до сна. Молодым родителям целесообразно несколько разнообразить процесс укладывания ребенка в кровать. Необходимо укладывать ребенка в кровать в бодрствующем или полусонном состоянии, вести строгий режим укладывания и ежедневно ему следовать. Важным фактором является соблюдение режима дня ребенка в выходные дни.
Усложнение школьной программы, повышенные умственные нагрузки в сочетании с эмоциональными переживаниями, характерными для формирования межличностных и межполовых взаимоотношений могут служить причинами нарушений сна в возрасте старше 10 лет - периоде полового созревания. Выполняя домашние задания, подростки засиживаются до полуночи, и в результате спят ежедневно 6 – 7 часов. Дефицит сна, возникающий к концу недели, компенсируется длительным сном в выходные дни. Подобный режим приводит к сбою внутреннего цикла ребенка, внутренних биологических часов. Сложности с засыпанием в будни приводят к тяжелому утреннему пробуждению. В результате школьники, обучающиеся в первую смену, плохо усваивают информацию на первых двух уроках.
Снохождение опасно?
Вышеперечисленное определяет необходимость следить, чтобы подросток ежедневно спал не менее 7-8 часов ночью, и попытаться отрегулировать продолжительность отдыха в течение недели. Поскольку подростки привыкают засыпать поздно, для нормализации сна, целесообразно уменьшать время “отхода ко сну” на 15 минут раньше исходного каждую неделю и установить режим, когда подросток отправляется в кровать в 22.00-23.00 вечера. Большое значение имеет также психологический уклад в семье. Кроме того, важно сохранять подобный режим и в период каникул.
Помимо сложностей с засыпанием у трети детей существуют нарушения самого ночного сна, проявляющиеся различными нарушениями, в том числе снохождением, ночным просыпаниями с криками или ночными страхами. Такие, часто встречающиеся, особенности сна как сноговорение, не должны являться причиной для беспокойства. Поскольку являются проявлениями возбудимости нервной системы и самостоятельно проходят после небольшого отдыха. У трети здоровых детей наблюдается однократный эпизод снохождения или сомнамбулизма, и только у 2-3% наблюдаются повторные случаи. При этом ребенок перемещается по дому, совершает какие-либо действия. В связи с этим рекомендуется освободить комнату, где спит ребенок от опасных предметов, чтобы он не травмировался. Необходимо также избегать провоцирующих факторов, таких как переутомление, стресс. Прогноз снохождений, как правило, благоприятный и эпизоды самостоятельно проходят к 15 годам. Однако при частых повторениях сомнамбулизма необходимо обратиться к врачу-специалисту.
Детские "ночные кошмары"
У детей в возрасте 3-6 лет часто отмечаются эпизоды ночных просыпаний, когда ребенок “вскакивает”, кричит, внешне выглядит растерянным, иногда вспотевшим. В данном случае речь идет о переживаниях во время сна, часто называемых “ночными кошмарами”. Причинами “ночных кошмаров”, как правило, являются переживания братьями и сестрами появления в семье маленького ребенка, и концентрированность на нем внимания родителей, переезд на другое место жительства. В старшем возрасте - чувство вины за совершенный поступок, или наоборот ощущения обиды за понесенное несправедливо наказание, смерть близкого родственника, длительная разлука с родителями, сложности во взаимоотношениях родителей, при которых присутствует ребенок. В данных случаях необходимо улучшить психологический климат в семье, увеличить количество положительных эмоций ребенка. В случае сохраняющихся ночных пробуждений, целесообразно обратиться к психологу для выработки тактики поведения с ребенком. Кроме того, рекомендуется избегать умственного и физического переутомления, нормализовать режим дня. В случаях, когда просыпания во время сна, сопровождаются повышенной возбудимостью, двигательной активностью ребенка, совершение им каких-либо действий, при отсутствии воспоминаний о ночных эпизодах, необходимо обязательно обратиться к специалисту для обследования.
Иногда к врачам обращаются родители, спящие в одной комнате с ребенком, с жалобами на прерывистое дыхание во время сна, иногда сопровождающееся его остановками. Данные явления отмечается у 7-9% детей в раннем и дошкольном возрасте, и требуют обязательного дальнейшего обследования ребенка.
В целом нарушения сна, его недостаток приводит к снижению способности к усвоению информации и уменьшению интереса к познаванию окружающего мира. Существование правильного ритма сна – бодрствование является залогом нормального гармоничного развития ребенка.