АНАТОЛИЙ КОРСУНСКИЙ: «РЕАБИЛИТАЦИОННУЮ ПОМОЩЬ ПОСЛЕ ОЖОГОВ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ТОЛЬКО В НАШЕМ ЦЕНТРЕ, ДРУГИХ МЕСТ В РОССИИ НЕТ»

Про работу ожогового центра, уникальный метод ранней диагностики иммунодефицита, новые технологии обучения рассказал доктор медицинских наук, профессор, главный врач Детской городской клинической больницы № 9 им. Г. Н. Сперанского, заведующий кафедрой педиатрии и детских инфекционных болезней ПМГМУ им. И. М. Сеченова Анатолий Александрович Корсунский.

Про новые отделения в больнице

— Как изменилась больница за последние годы? Появились ли новые отделения?

− Каждый год мы реализуем какой-то масштабный проект в больнице. В 2017 году открылось хирургическое отделение для новорожденных и недоношенных детей. Отделение возглавляет профессор кафедры детской хирургии РНИМУ имени Пирогова Юрий Иванович Кучеров. В 2018 году открылось отделение челюстно-лицевой хирургии. Оно специализируется на лечении пороков развития лицевого скелета новорожденных. Оно единственное в России, где проводятся реконструктивные операции при различных вариантах расщелины губы и неба в периоде новорожденности. Отделение сотрудничает с кафедрой челюстно-лицевой хирургии Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова.

В 2019 году начал работать Центр неонатальной нефрологии и диализа. В нем лечатся новорожденные с почечным повреждением и его последствиями. В 2021 году открылось отделение паллиативной помощи в филиале больницы. С родителями пациентов проводит групповые и индивидуальные занятия психолог. Врачи и средний медперсонал обучают родителей уходу за ребенком, готовят к возвращению домой.

Про ожоговый центр

− В структуре больницы функционирует единственный в Москве ожоговый центр для детей. Расскажите подробнее о его работе.

— Ожоговый центр оказывает специализированную медицинскую помощь детям с термической травмой с 1974 года. В структуре центра два отделения — для детей младшего и старшего возраста. Сейчас мы расширяем деятельность центра, занимаемся реконструктивно-пластической хирургией после ожоговой травмы. Стремимся, чтобы дети могли исправить внешние дефекты, преодолели психологическую травму. В 2019 году за разработку технологии реабилитации детей после тяжелых ожогов и травм врачи больницы стали лауреатами премии лучшим врачам России «Призвание» (номинация «За создание нового метода лечения»). Реабилитационную помощь после ожогов можно получить только в нашем центре, других мест в России нет. Мы регулярно выступаем в СМИ, в специализированных медицинских журналах, стремимся, чтобы врачи направляли к нам пациентов. Ежегодно в ожоговом центре проходит лечение около 3 тысяч детей. В основном, к нам поступают с термическими ожогами. В 85 % - горячая жидкость. В подавляющем большинстве случаев наши пациенты - дети первых трех лет жизни. На втором месте – поражения пламенем и электрическим током. Нередки случаи термоингаляционных поражений, когда страдает не только кожа, но и дыхательные пути. Многие дети приезжают на реабилитацию благодаря программе «Москва — столица здоровья» (мсз.рф). Наша задача − сделать, чтобы у детей не было внешних признаков ожоговой травмы, особенно на лице и других открытых частях тела. Чтобы не страдало качество жизни детей и они чувствовали себя органично в социуме. Вместе с благотворительным фондом «Детская больница» мы оказываем социально-психологическую помощь детям, пострадавшим от ожогов. С пациентами и родителями работают психологи, педагоги, арт-терапевты. Каждый год Фонд проводит выездные программы психологической реабилитации для школьников (летние лагеря). Работает Детский ожоговый клуб. Социализация детей — одно из основных направлений работы.

Количество пациентов с ожоговыми травмами в последние годы значительно снизилось. Это произошло во многом благодаря нашей просветительской деятельности. Мы участвовали в программе по профилактике ожогов, занимались разъяснительной работой среди родителей. Организовывали регулярные туры для прессы в ожоговый центр. Журналисты брали интервью у родителей — узнавали, при каких обстоятельствах дети получали ожоговые травмы.

Про новый метод диагностики иммунодефицита

− Расскажите про новый метод диагностики иммунодефицита, который разработали сотрудники Вашей больницы.

− Совместно с учеными из Новосибирска врачи разработали метод ранней диагностики иммунодефицита методом ПЦР в режиме реального времени. Тест проводится в первые часы жизни ребенка. Сам анализ не потребует переоснащения лаборатории и переобучения сотрудников. Выполняется 2-2,5 часа. За разработку мы получили в 2015 году премию лучшим врачам России «Призвание» в номинации «За вклад в развитие медицины, внесенный представителями фундаментальной науки и немедицинских профессий». Тест получил государственную регистрацию, налажено его промышленное производство. Многие клиники уже используют его в работе. Мы надеемся, что тест войдет в программу неонатального скрининга всех новорожденных в России. Цена метода сопоставима с другими тестами, используемыми для скрининга новорожденных. Ранняя диагностика иммунодефицита позволяет спасти многие жизни.

Про образовательный процесс и современных студентов

— Вы возглавляете кафедру педиатрии и детских инфекционных болезней в ПМГМУ им. И. М. Сеченова. Как изменился учебный процесс, внедряются ли новые технологии?

Сеченовский университет − флагман среди медицинских вузов по новым технологиям обучения. Благодаря онлайн-обучению появились новые многоэтапные методы оценки знаний как в высшем медицинском образовании, так и в последипломном. Человек может увидеть прорехи в своих знаниях и исправить ситуацию: подготовиться, участвовать в обучающих циклах. Появилась огромная аудитория слушателей. Можно участвовать онлайн в съездах и конференциях, слушать доклады ведущих российских ученых. В 2019 году мы проводили сессию по иммунологии на форуме «Российская неделя здравоохранения». Зал был небольшой, на 80 человек, но в сессии участвовали 500 врачей онлайн. Информация стала доступнее. Преподаватели выкладывают много материалов в интернет. Студенты могут прослушать лекции сколько угодно раз — они есть на учебном портале. Даже вне занятий можно получить консультацию сотрудника кафедры. К нам приезжают учиться студенты из зарубежных стран. Преимущество российского образования — практическая направленность. Главный принцип − молодой врач знакомится с клиническими случаями и непосредственно с пациентом. Поэтому практические занятия составляют значительную часть учебного процесса.

− Поменялись ли студенты за годы Вашего преподавания?

− Студенты очень изменились. Они активные, готовятся к каждой лекции — заранее просматривают источники, задают вопросы. Наиболее талантливых университет отбирает в отдельные группы и готовит для научной работы. Чтобы стать хорошим врачом, недостаточно положительных оценок по предметам. Нужны знания за рамками учебного процесса. Студенты сами занимаются дополнительно. Они умеют самостоятельно работать с источниками в библиотеке, в интернете, находят нужную и надежную информацию. Студенты хорошо владеют английским, без труда знакомятся с достижениями зарубежных коллег. Мы готовим студентов к тому, что у них будет много инструментов в работе: современные методы диагностики, уникальное эндоскопическое оборудование, хирургическая техника. Они с интересом изучают, как новая техника устроена и функционирует. Студенты требуют от меня как можно больше практической работы. Я поручаю им готовить доклады для консилиумов о наиболее сложных и тяжелых пациентах. Они внимательно изучают истории болезни, беседуют с родителями, выясняют особенности течения заболевания на разных этапах. Работа с конкретными пациентами формирует клиническое мышление у будущих врачей.

Про пандемию

− Как поменялась Ваша работа во время пандемии?

− Лечением детей с COVID-19 занимается Детская городская клиническая больница имени З. А. Башляевой, а мы госпитализируем детей с ОРВИ и гриппом. Под этих пациентов мы перепрофилировали значительную часть коек. Всего у нас 500 инфекционных коек.

Про выбор профессии

− Почему Вы решили связать свою жизнь с медициной?

Я из медицинской семьи. Мой прадед был земским фельдшером. Дед был командиром медико-санитарного батальона. Отец − терапевт и кардиолог, долгие годы работал военным врачом, а затем в обычной больнице. Мама − фельдшер. Я с детства не представлял, кем можно работать, кроме врача. Когда встал вопрос, где учиться, я решил поступать во Второй московский медицинский институт им. Н. И. Пирогова на педиатрический факультет. Семейную традицию продолжил мой сын. Он тоже врач, иммунолог, доктор медицинских наук. Именно он один из лидеров разработки по иммунологии, за которую мы получили в 2015 году премию «Призвание».