Осень принесла с собой прохладу, а вот для родителей и родных первоклашек наступили самые жаркие дни. Дети пошли в школу, и какая проблема приобретает просто грандиозные масштабы? Ребенок не слушает и не слышит учителя. А почему? Для этого ему необходим навык, который важно развивать практически с младенчества – понимание обращенной речи. Более подробно об этом расскажет и поможет родителям вместе с ребенком решить эту задачу д.м.н., уролог, руководитель центра урологии, андрологии и патологии тазовых органов Наталья Борисовна Гусева.
Звуковой контакт с ребенком
– Большая проблема детей 6-7 лет, которые пошли в школу – они не слышат обращенную речь, - говорит Наталья Борисовна. – В данном случае это имеет подоплеку и психологическую, и медицинскую. Возьмем самый распространенный вариант: ребенок пришел в школу или ходит на подготовительные занятия. Преподаватели дают некие установки: выполнить задание, рассказать, описать, нарисовать и это совершенно разные формы работы. Однако ребенок не воспринимает всерьез происходящее: крутится, отвлекается, не реагирует на вопросы, задания педагога.
Почему же это происходит? Практически с младенчества детям, в первую очередь, дают видеоряд: мультики, короткие детские ролики. А это – череда сменяемых картинок. Малыш видит только то, что ему показывают, но не понимает, слов, которые к нему обращены. И это не проблема со слухом. Только после восприятия видеоряда включается слуховой анализатор и это в дальнейшем приводит к проблемам в развитии, получении навыков, учебе. Что же делать? С первых месяцев жизни разговаривать с ребенком, постоянно быть с ним, в первую очередь, в эмоциональном и звуковом контакте.
Рабочий режим коры головного мозга
– Вышли на улицу с годовалым малышом, который только встал на ножки, покажите ему цветок, расскажите о нем, - рекомендует профессор. – Через речь, через слух помогите ребенку познать мир. Говорите, объясняйте, отвечайте на его вопросы, подсказывайте. Слушайте вместе аудиокниги, читайте вслух. Кора головного мозга созревает, когда она перерабатывает информацию. Тогда в голове рождаются образы, в этот момент кора головного мозга работает. Если ребенок видит только готовую картинку, над которой не надо думать, то у него кора «не созревает». Как следствие – физически, психически здоровый ребенок не воспринимает обращенную речь.
Поэтому важно подготовить ребенка к школе. Объясните, куда он идет, для чего это нужно. Вместе дома выучите имя и отчество учителя. Не говорите о преподавателе в третьем лице, не называйте его «тетя», «дядя». Установите заочно личностный контакт с педагогом. Расскажите, что доверяете ему и на время пребывания в учебном заведении он становится для вашего ребенка авторитетом. Его нужно слушать, выполнять его задания. После школы обязательно расспросите ребенка, даже если вы были вместе на уроке, что ему понравилось, что больше всего заинтересовало. Обсудите важные моменты обучающего процесса.
Врач – твой друг
– Бывают экстренные ситуации, - напоминает доктор Гусева. – Ребенок получил травму, заболел и попал в больницу. Ему больно, страшно… А он не реагирует на вопросы и просьбы врача, который хочет помочь?! Говорите с ребенком, успокойте его: объясните, куда и зачем вы приехали, что будет происходить. Скажите, как зовут лечащего врача. У ребенка уже будет больше доверия к доктору. «Ага, мама или папа его знают, он не совсем чужой. Можно и нужно прислушаться к тому, что он говорит, выполнять команды врача во время обследований, процедур.» Еще раз подчеркну, что в связи с преимуществом видеоряда складывается обезличенное восприятие другого человека, но зачастую от этого специалиста – педагога, врача зависит здоровье, развитие ребенка, даже его профессиональные навыки в будущем. В первую очередь, важен аудио-личностный контакт через слова, разговоры, обсуждения.