Ко Дню неонатолога, который отмечают 5 апреля, д.м.н., детский невролог, неонатолог, заместитель главного врача по медицинской части Детской больницы №9 им. Г.Н. Сперанского Алексей Игоревич Крапивкин рассказывает о развитии ребенка в первый месяц жизни.
У ребенка на первом месяце жизни первоначально начинают функционировать клетки, воспринимающие информацию – клетки слухового и зрительного анализаторов (ушей и глаз). Большое значение в развитии двигательных функций имеет кора больших полушарий, клетки которой начинают активно работать только ко второй половине первого месяца жизни. Таким образом, первоначально малыш учится воспринимать информацию, и лишь после этого у него начинают развиваться сложные движения, такие как переворачивания, ползанье, вставание и ходьба. Вначале формируются движения головой, затем хватание предметов руками. Движения ручек и ножек новорожденного носят не координированный характер. Хорошо функционируют только врожденные рефлексы, связанные с приемом пищи. Несмотря на то, что почти все время новорожденный проводит во сне, и спокойного бодрствования практически не существует, возможна постепенная стимуляция навыков ребенка для более успешного преодоления первого шага своего развития.
Первоначально у малышей формируется ориентировочная реакция на свет с постепенной координацией движениями глаз и фиксацией на ярких предметах. Старайтесь, чтобы в комнате, где находиться кровать малыша находились источники яркого света. Важно регулярно одни раз в 5-7 дней менять положение ребенка по отношению к окну или светильнику. Позже у ребенка появляется слежение глазами за движущимся на небольшом расстоянии предметом. Старайтесь привлечь внимание малыша яркими игрушками, и совершайте ими плавные разнонаправленные движения. При продолжительном и не очень сильном звуке движения малыша задерживаются – это слуховая ориентировочная реакция или слуховое сосредоточение. Необходимо регулярно разговаривать с малышом, используя при этом мягкий тембр голоса. Такое общение способствует укреплению психологических взаимоотношений матери и ребенка. Несколько позже на ваш голос малыш начнет отвечать улыбкой. Помните, что резкие звуки и грубый голос могут вызвать у него испуг. Старайтесь обращаться к ребенку из различных по отношению к нему положений. Существует точка зрения, что включение рядом с кроватью ребенка классической или инструментальной музыки способствует развитию у ребенка музыкального слуха.
Вслед за формированием восприятия начинают появляться первые координированные движения. Находясь в вертикальном положении, ребенок пытается в течение нескольких секунд удерживать голову прямо, а лежа на животе, делает попытки поднять ее. Обязательно выкладывайте малыша на 5-10 минут на живот перед каждым кормлением, это будет способствовать стимуляции двигательных навыков. Если подставить руку под стопу ребенка малыш начинает ползти – это неосознанный рефлекс. Если перед кормлением вы будете не только выкладывать на живот, но и стимулировать навыки ползанья – это будет способствовать нормализации мышечного тонуса и улучшению двигательной активности. На первом месяце полезным является легких массаж в виде поглаживаний вдоль позвоночника, ручек, ножек способствующий улучшению кровоснабжения кожи ребенка, формированию его тактильной чувствительности (осязания), укреплению взаимоотношений матери и ребенка. Важным является мышц живота малыша, в виде 4-5 плавных круговых движений по часовой стрелке вокруг пупка, который улучшает работу кишечника и укрепляет мышцы. Такой массаж способствует уменьшению дискомфорта в животе ребенка, улучшает его общее самочувствие, что в свою очередь приводит к более активному изучению им окружающего мира.