ИММУНИТЕТ У ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМУ НАДО РЕШАТЬ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ!

Главный педиатр больницы имени Г.Н. Сперанского о детском иммунитете

Повышать свой иммунитет сегодня стало модно: в аптеках вам предложат для этой цели большой выбор лекарств, да и народная медицина богата на различные «методики». Возникает закономерный вопрос: насколько это актуально в применении к детям? Рассказывает Андрей Петрович Продеус — врач педиатр-иммунолог, доктор медицинских наук, профессор, главный педиатр ДГКБ №9 им. Г.Н. Сперанского, главный внештатный детский аллерголог-иммунолог Министерства Здравоохранения Московской области, заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Высшей Медицинской школы.

 

Чем отличается детский иммунитет от взрослого?

Есть особенность иммунного ответа, которая отличает детей от взрослых. У малышей весь иммунитет на 99,9% врожденный: что дано было природой и то что, получено от родителей. Взрослые во многом полагаются на приобретенный иммунитет и адаптивный, созревающий в процессе жизни, после встречи с различными вирусами и бактериями. Он помогает быть менее чувствительными к заболеваниям до тех пор, пока защита не ослабевает.

«На самый часто задаваемый родителями вопрос «Как полечить вирусы и укрепить иммунитет?» я обычно в шутку отвечаю: «Как интересно! У вас что, вирусы заболели?» На самом деле не стоит путать причину и следствие!»

В каких случаях ребенку требуется консультация врача-иммунолога?

Существует несколько критериев для того, чтобы действительно забить тревогу и прийти на прием к узкому специалисту — врачу иммунологу-аллергологу.

Если у ребенка бывает восемь и более респираторных инфекций в год и более двух заболеваний, вызываемых бактериями и требующих длительного лечения антибиотиками. (Например, ребенок может дважды переболеть пневмонией, но третья — уже повод для беспокойства). Рецидивирующие грибковые инфекции — также фактор риска. Банальная молочница (кандидоз) для младенца история типичная. Однако если она сохранятся и в 1,5 – 2 года, то к гадалке не ходи: однозначно, есть нарушение иммунитета, и мы должны обратить на это внимание.

Когда нужна консультация иммунолога?

Существует несколько критериев для того, чтобы действительно забить тревогу и прийти на прием к узкому специалисту — врачу иммунологу-аллергологу.

Если у ребенка бывает восемь и более респираторных инфекций в год и более двух заболеваний, вызываемых бактериями и требующих длительного лечения антибиотиками. (Например, ребенок может дважды переболеть пневмонией, но третья — уже повод для беспокойства). Рецидивирующие грибковые инфекции — также фактор риска. Банальная молочница (кандидоз) для младенца история типичная. Однако если она сохранятся и в 1,5 – 2 года, то к гадалке не ходи: однозначно, есть нарушение иммунитета, и мы должны обратить на это внимание.

Что такое иммунограмма и когда ее необходимо делать?

Даже по простому анализу крови мы можем сказать, какое количество клеток, отвечающих за иммунные функции, есть у ребенка. Иммунограмма — это целый ряд лабораторных тестов для углубленного изучения состояния иммунной системы. Разумеется, она показана далеко не всем подряд, а только узкой категории часто болеющих детей. Некоторые заболевания напрямую могут долго не связывать с проблемой иммунитета. Например, фурункулы, флегмоны и абсцессы. Такие дети обычно попадают к хирургам, и те успешно их лечат оперативным путем. Другое дело, если данная проблема возникает у ребенка постоянно. Множественные рецидивы — показатель того, что не все в порядке с иммунным ответом и надо обязательно серьезно обследоваться. То есть — делать иммунограмму.

Однако уже и она давно не «последнее слово в технике». В нашей больнице разработана новая методика для оценки эффективного иммунного ответа у детей — анализ на так называемые трэки и крэки (TREC и KREC). Он дает нам возможность оценить, насколько хорошо работает система кроветворения и в какой мере развиваются В-клетки, которые как раз и продуцируют иммуноглобулины, являющиеся по сути «надсмотрщиками» иммунной системы.

Сейчас на уровне минздрава рассматривается вопрос о включении данного анализа в неонатальный скрининг. Это позволит уже при рождении младенца все узнать о состоянии его иммунитета. Ведь, когда появятся клинические проявления болезни у ребенка, то вероятность того, что он выживет, меньше50 %. Если же мы определим сразу по уровню «трэков» и «крэков» о наличии патологии, то вероятность выживания увеличивается до 95%.

Правда ли, что детская аллергия — это бич XXI века и как с ней бороться?

Сегодня аллергия и атопия действительно носят характер эпидемии, которая гораздо опаснее ковида. Особенно для детского населения. И чем раньше родители и врачи поймут причину наступления аллергических реакций и начнут правильное лечение, тем будет эффективнее контроль за этим процессом.

Сказать, что аллергию мы сейчас можем вылечить, нельзя. Однако мы в состоянии ее так контролировать, что заболевание не будет проявляться. Поэтому, когда родители волнуются: «Вы что, поставили моему ребенку диагноз бронхиальная астма? Он что теперь, инвалид на всю жизнь?!», я спешу их успокоить: «Нет, ни в коей мере. Вопрос контроля».

«Важное правило при лечении аллергических реакций: лечение должно быть не тогда, когда есть обострение, а для того, чтобы обострения не было».

Сегодня с 5 лет доступно лечение, которое помогает в 75% случаев излечивать определенный тип аллергии — это так называемая аллергенспецифическая иммунотерапия. Проводится, например, при аллергии на пыльцу березу и клещей домашней пыли. При этом без вовлечения семьи в лечебный процесс только доктор и только пациент не смогут победить.

Почему дети реже болеют коронавирусной инфекцией?

Ковид «щадит» детей по нескольким причинам. Что нужно вирусу для того, чтобы максимально проявлять свои гадкие свойства? Он должен сначала прийти к нам в организм и укорениться, войти в клетку. Чтобы войти в клетку, ему нужно использовать некие «якоря» — специальные рецепторы. Причем, важно, чтобы их было несколько рядом и еще своего рода навигатор для них. У детей количество таких рецепторов на поверхности клетки в несколько раз меньше, чем у взрослых. Вирусу влезть в клетку ребенка значительно сложнее. Поэтому инфекция может не развиться: вирус будет сидеть на слизистых, а ребенка назовут «ковид-позитивным», если у него положительный мазок, но клинически это никак не проявляется.

Вторая причина заключается в том, что иммунный ответ у взрослых и у детей развивается по-разному. У взрослых он идет по пути «цитокинового шторма», у детей — направлен на подавление.

И главный фактор — повышение газообмена в тканях легких. У взрослых падает сатурация, газообмен между альвеолами и сосудами нарушается. Особенно у тех, кто страдает гипертонией и атеросклерозом или имеет избыточный вес. И то и другое — проявление хронического воспалительного процесса (висцеральный жир и атеросклеротические бляшки на сосудах). С возрастом данные заболевания встречаются чаще, поэтому и прогноз по ковиду хуже. У детей же этого, к счастью, нет.

Среди родителей существует миф, что ребенку из региона России нереально попасть на лечение в «знаменитую московскую больницу имени Сперанского»? Что вы можете сказать по этому поводу?

Могу сказать, что это абсолютно не соответствует действительности! Любой житель России, который имеет полис ОМС, может оставить заявку на сайте «Москва — столица здоровья» и получить приглашение на плановую госпитализацию для своего ребенка в нашу больницу. Через наши руки проходят сотни маленьких пациентов, проживающих в Сибири, Поволжье, на Кавказе, Дальнем Востоке и других регионах России.