ВРАЧИ И НЕПРОСТЫЕ ДЕТИ

 

На базе детской городской больницы № 9 имени Г. Н. Сперанского действует уникальное отделение для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. О работе с непростыми пациентами, рассказывает заведующая отделением, врач-инфекционист Ульяна Крюкова.

Помощь детям из неблагополучных семей

Отделение для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию было основано почти в 2002 году. В то время проблема беспризорности в России и в Москве стояла остро. Такие дети поступали в различные стационары, но появилось понимание, что к ним нужен особый подход. Руководство Департамента здравоохранения города Москвы приняло решение сформировать специализированные отделения на базе трех детских больниц: № 21 (филиал № 2 детской городской больницы № 9 имени Г. Н, Сперанского) на 80 коек, 40 коек – детская городская больница имени З. А. Башляевой, 40 коек – Морозовская больница.

За 20 лет ситуация значительно улучшилась. «На сегодняшний день отделение для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации осталось только в больнице Сперанского, оно включает 61 койку. Ежегодно медицинскую помощь получают до трех тысяч детей, – говорит заведующая.

Основной канал поступление пациентов – вызов сотрудников полиции на какую-либо неблагополучную ситуацию в семье. Есть дети, чей официальный социальный статус еще не установлен: внезапно умерли родители или госпитализирован опекун.

«Если у ребенка есть законные представители – мы ставим их в известность о месте нахождения. Мы готовы принять родителей или опекунов в любое время, в любой день недели. Но они не всегда спешат, – с сожалением отмечает врач.

Больше, чем врач

За годы работы Ульяна Крюкова выработала тактику, позволяющую найти подход к любому, даже самому сложному пациенту. Каждое утро – обязательный обход палат. Чтобы узнать, есть ли у ребенка какие-либо жалобы на здоровье, нужно сначала его к себе расположить: «У меня есть очень хорошая заготовка: доброжелательный подход – мягкий голос, тихая речь. Кто-то затихает, кто-то приглядывается, но никогда никакого негатива. Я говорю об обыденных вещах: как позавтракали, кто как спал? Дети сразу раскрываются, установить контакт проще», – делится секретом Ульяна Крюкова.

Основная задача врачей отделения – провести мини-диспансеризацию пациентам. Это общеклиническое обследование, которое включает лабораторную диагностику на инфекции, общий анализ мочи и крови, посев на дифтерию и калово-кишечную группу, комплексное обследование на туберкулез. При необходимости назначается консультация узких специалистов (лор, невролог, гинеколог, дерматовенеролог, психиатр, нарколог). Медицинский психолог проводит первичную психологическую диагностику, которая направленна на выявление грубых проблем и адаптацию ребенка в отделении. Пациенты проводят в больнице обычно пять-шесть дней, но из-за пандемии COVID-19 достигла 14 дней.

Врачи отделения стараются не просто выполнить свой профессиональный долг, но и окружить заботой пациентов. Малыши, которые остались без родителей, нередко говорят: станьте моей мамой. Девочки постарше, 10-12 лет, тянутся к старшим на интуитивном уровне. Заваливают вопросами про помаду, одежду, украшения. Так они стараются восполнить недостаток общения со значимым взрослым и получить внимание.

Вместе с тем нужно находить время отвечать на все запросы от органов опеки и полиции. Заведующая дает информацию о состоянии детей, диагнозах, датах пребывания пациентов.

Ульяна Крюкова отмечает, сложно оставаться равнодушной к дальнейшей судьбе ребят. Тем более, с некоторыми приходится встречаться множество раз на повторной госпитализации. Только 50 % детей удается вернуть в семью. Для этого идет тесная работа с органами опеки и полицией, родителей призывают к ответственному отношению. Около 40 % детей после выписки отправляются в Центры поддержки семьи и детства Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Остальные ребята в зависимости от ситуации переводятся в другие лечебно-профилактические учреждения или в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.

«В основном наши дети – это отражение их семьи. Часто ребята не находят взаимопонимания с родителями. Их мамы порой пишут заявление, что не видят более возможности воспитывать своего ребенка, но очень хотят найти подход. Тогда мы подключаем на помощь своего медицинского психолога. Бывает и так, что столкнувшись с проблемой общего ребенка, родители, бывшие в разводе, вновь объединяются», – делится наблюдениями заведующая.

20 лет на посту

Не смотря на все сложности, Ульяна Крюкова любит свою работу: «Это мое место. Не смотря на то, что мы работаем с детской болью и горем. Это дается тяжело в эмоциональном плане. Нужно уметь работать с детьми: кого-то обнять, на кого-то строго посмотреть. Раненые дети часто агрессивные, нужно с этим тоже справляться».

20 лет работы в отделении для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации заведующая воспринимает как плодотворный и хороший кусок жизни. Ее профессионализм и доброе отношение к пациентам были отмечены в 2020 году Орденом Пирогова. Высокую награду Ульяна Крюкова получила из рук заместителя Мэра Москвы Анастасии Владимировны Раковой.